Классификация API

Моторные масла

Современная классификация моторных масел по условиям применения и уровням эксплуатационных свойств разработана американским институтом нефти АРI (American Petroleum Institute) и опубликована в 1970 году. В ней определены условия работы бензиновых и дизельных двигателей и отражены соответствующие им уровни качества масел.

Уровни эксплуатационных свойств в классификации АРI обозначаются буквами латинского алфавита, стоящими за буквой "S" (для бензиновых ДВС) или за буквой "С" (для дизелей). Уровень эксплуатационных свойств возрастает по порядку латинского алфавита: А, В, С, D, Е, F, G, Н, J. В категорию "S" (бензиновые двигатели) введены десять классов: SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL. В категорию "C" (дизельные двигатели) введены двенадцать классов: СА, СВ, СС, СD, CD-II, СЕ, CF-2, CF, CF-4, CG-4, CH-4, CI-4. Устаревшие классы за ненадобностью сегодня исключены из классификации АРI и в настоящее время используются следующие классы:

Группа S (масла для бензиновых двигателей)

SF Класс введен в 1980 году. Рекомендуется для автомобилей до 1989 года выпуска.
SG Класс введен в 1989 году. Масла этого класса подходят для смазки современных бензиновых двигателей с интервалом замены, рекомендуемым изготовителем.
SH Класс введен в 1992 году. Масла этого класса подходят для современных бензиновых двигателей. Требования к качеству более жесткие чем у класса SG.
SJ Класс введен в 1996 году. Масла этого класса подходят для современных бензиновых двигателей с малым выбросом, использующих принудительную катализаторную очистку газов.
SL Класс введен в июле 2001 года. Масла этого класса предоставляют значительные преимущества по сравнению с другими классами по таким параметрам как: окисляемость, образование отложений, износ двигателя. Улучшенные показатели испаряемости позволяют снизить расход масла на угар, повысить чистоту выхлопов, улучшить защиту катализатора.

Группа C (масла для дизельных двигателей)

CD-II Для двухтактных дизельных двигателей.
CF-2 Класс введен с 1994 года. Для двухтактных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях. Класс получивший развитие из CD-II.
CC Класс введен с 1961 года. Для двигателей с низким наддувом, работающих со средними и высокими нагрузками.
CD Класс введен с 1955 года. Для двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях.
CE Класс введен с 1984 года. Для двигателей с высоким наддувом, работающих в тяжелых условиях с большими нагрузками.
CF Класс введен с 1994 года. Для двигателей с передней камерой сгорания в т.ч. с турбонаддувом, работающих на топливе разного качества в тяжелых условиях с большими нагрузками.
CF-4 Класс введен с 1990 года. Быстроходные четырехтактные дизельные двигатели с и без турбонаддува после 1990 года. Особо рекомендуются для грузового парка.
CG-4 Класс введен с 1994 года. Новые дизельные двигатели в т.ч. с турбонаддувом, спроектированные с учетом удовлетворения экологических требований 1994 года по выбросам.
CH-4 Класс введен с 1998 года, получивший развитие из класса CG-4, с ужесточением всех норм предидущего класса, с учетом удовлетворения экологических требований 1998 года по выбросам.
CI-4 Класс введен с 2002 года. Масло соответствующее этому уровню имеет более высокие диспергирующие свойства (количество моюще-диспергирующих присадок), имеет повышенную устойчивость к термическому окислению по сравнению с классом CH-4, обеспечивает снижение расхода масла на угар за счет уменьшения летучести и снижения потерь на испарение под воздействием газов при рабочей температуре 370°C. Улучшена холодная прокачиваемость, увеличен ресурс уплотнений двигателя за счет улучшения совместимости с ними масла. Класс введен с учетом ужесточения требований к экологическим характеристикам моторов выпускаемых с 1 октября 2002 г.

Для обозначения универсальных масел, предназначенных как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, используют двойную маркировку (например: АРI SH/CG-4, АРI CF-4/SG).
Масла классов SG, SH, SJ и выше - не образуют нагара и шлама.

Трансмиссионные масла

Для облегчения выбора типа масел API классифицирует автомобильные коробки передач с ручным переключением и ведущие мосты в соответствии с типом зубьев, нагрузками, скоростыми характеристиками и создаваемой температурой на шесть классов.

GL1 Коробки передач с невысокими нагрузками, небольшими поверхностными давлениями и низкими скоростями скольжения. Шестерни обычно цилиндрические с прямыми или косыми зубьями.
GL2 Коробки передач и ведущие мосты с винтовой передачей с умеренными нагрузками, высокой температурой и скоростью.
GL3 Коробки передач и ведущие мосты с коническими зубчатыми передачами, характеризующиеся высокими скоростями и большими поверхностными давлениями между зубьями.
GL4 Соответствует прежде всего условиям работы автомобильных ручных коробок передач, которым свойственна высокая скорость и небольшие давления на зубьях или низкая скорость и большие давления. Для высоконагруженных коробок передач и гипоидных главных передач.
GL5 Ведущие мосты с гипоидными передачами многих современных автомобилей в которых, кроме больших скоростей и нагрузок появляется высокая температура и ударные нагрузки. Для высоконагруженных коробок передач и гипоидных главных передач со сдвигом осей.
GL6 Ведущие мосты с гипоидными передачами в особо тяжелых транспортных средствах для смазки которых требуется специальное масло. В настоящее время более не применяется.

Классификация автомасел

Терминология.
Вопросы и ответы





ЕВРОПЕЙСКОЕ КАЧЕСТВО